Мне кажется, проблема в том, что происходит смешивание
относительных и
абсолютных величин. Длительность ноты — величина
относительная (т. е. не привязанная к минутам или секундам).
Название ноты зависит от её
относительной длительности. Традиционно приняты базовые длительности, кратные двум: целая нота, половинная нота (целая нота, делённая пополам), четвертная нота (целая нота, делённая на четыре), восьмая нота (целая нота, делённая на восемь) — и т. д.
Музыкальный размер записывается дробью. Знаменатель указывает длительности нот, на которых базируется «разметка» такта, а числитель — число этих длительностей, образующих такт. (Специально заглянул в Википедию — определение музыкального размера было дано там с
ошибкой: утверждалось, что знаменатель указывает на количество долей, образующих такт, тогда как на это указывает числитель. — Так что заблуждение распространённое.)
Далее. Предположим, что два музыканта исполняют свои партии — от начала и до конца музыкального произведения (это важно: т. е. начало и конец каждой партии должны совпасть).
- В случае, если музыкальные размеры каждой партии совпадают, «нарезка» на такты совпадает и начало и конец обеих партий совпадут априори.
- Если же музыканты используют разные музыкальные размеры, начало и конец их партий совпадут только в том случае, если совпадают абсолютные длительности тактов в каждой из партий. Но абсолютные базовые длительности нот для каждой из партий будут разными — при равенстве длительностей относительных. Т. е. называться они будут восьмыми (для нашего примера), но восьмушка для партии на 6/8 будет не равна восьмушке партии на 8/8.
Возможно, кому-то сказанное покажется банальным (действительно, такие вещи проходят в первом классе музыкальной школы), но далеко не все обучались в музыкальных школах, а разобраться в вопросе хотят. И это — желание разобраться в сущности — достойно всяческого уважения.